» » Что такое исторический источник? Исторический источник: виды и типы Источник краткое

Что такое исторический источник? Исторический источник: виды и типы Источник краткое

Исторический источник

Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события .

Классификация

Существует несколько способов классификации исторических источников.

Исторические источники подразделяются на семь групп: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, фонодокументы. Например, письменные источники включают летописи , законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписки, а вещественные: картины, рельефы, изображения на стенах или на любой другой поверхности и др.

Исторические источники также можно разделить на внутренние (то есть созданные внутри исследуемого региона) и внешние (когда описание создается людьми, выходящими за пределы данного исторического контекста, как например Арабские источники по истории Африки).

Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. Марк Блок в качестве примера намеренного источника приводит «Историю» Геродота , а в качестве примера ненамеренного источника - древнеегипетский погребальный папирус . Таким образом намеренные источники - это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников - хроники, мемуары. Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников - деловая переписка, служебные документы. С точки зрения историка оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки. Намеренные источники как правило передают хронологию исторических событий и их связь. В то же время эти источники часто ангажированы. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам)

В качестве исторических источников, как правило, выступают первоисточники, на основании которых создаются вторичные источники, однако иногда и вторичный источник может выступать в качестве первичного , поэтому некоторые исследователи затрудняются сформулировать точное определение первичного и вторичного источника.

Работа с источниками

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Исторический источник" в других словарях:

    См. История, Древности и Доисторическая эпоха … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Исторический факультет Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского … Википедия

    В Викисловаре есть статья «источник» Термин «источник» может употребляться в следующих значениях: Источник (природный) вы … Википедия

    «ИСТОРИЧЕСКИЙ ИИСУС» - термин, введенный рационалистич. историографией. Формально он связан с изучением историч. данных об Иисусе Христе и с *историко–литературной критикой свидетельств о Его жизни, но сама идея «И.И.» заключает в себе отрицание Его как Богочеловека.… … Библиологический словарь

    Один из основных жанров изобразит, искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий,… … Художественная энциклопедия

    Источник, или генератор, опорного напряжения (ИОН) базовый электронный узел, поддерживающий на своём выходе высокостабильное постоянное электрическое напряжение. ИОН применяются для задания величины выходного напряжения стабилизированных… … Википедия

    В Москве, центральный государственный музей. Основан в 1872, открыт в 1883 как общественный музей для сбора памятников знаменательных событий истории Русского государства. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Филиалы … Русская история

    Исторический роман условное обозначение для разнородных по структуре и композиции романов, в которых повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут… … Википедия

    Исторический город - городское поселение, в пределах территории которого расположены недвижимые объекты историко культурного наследия памятники, ансамбли, достопримечательные места, участки археологического культурного слоя, элементы исторической застройки и… … Официальная терминология

    Исторический слот - слот, включенный в расписание в предыдущем эквивалентном периоде;... Источник: Постановление Правительства РФ от 22.07.2009 N 599 (ред. от 31.01.2012) О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах (вместе с … Официальная терминология

Книги

  • , Прижизненное издание. Санкт-Петербург, конец XIX - начало XX века. Издательство не указано. Без обложки. Сохранность хорошая. Вниманию читателей предлагаются первые три выпуска диссертации… Категория:

Изучая историю, вам следует знать, что между реально произошедшими в прошлом событиями и картиной, описанной в монографиях ученых-историков, существует огромное промежуточное звено. Это исторический источник. Проще говоря, любое историческое исследование начинается исключительно с прочтения всех имеющихся документов о том периоде. Только лишь с помощью свидетельств современников или лиц, хорошо осведомленных об этом временном отрезке, может быть проведена качественная ретроспективная реконструкция событий.

Так что такое исторические источники, от которых так много зависит? Давайте обсудим этот немаловажный вопрос подробнее.

Основные определения

Итак, что включает в себя понятие «исторические источники»? В науке принято так называть все сохранившиеся свидетельства о прошлом, которые могут нам дать объективную картину происходившего. Разумеется, существует немало различных классификаций такого рода данных, предложенных как отечественными, так и зарубежными историками и археологами. Так что такое, по мнению видных исследователей, исторические источники? Определение некоторых из них мы приведем в статье.

К примеру, Л. Н. Пушкарев описывает следующие их типы:

Свидетельства письменного вида.
. Вещественные исторические источники.
. Сведения, полученные по результатам этнографических исследований.
. Устные предания, которые передаются из поколения в поколение.
. Лингвистические свидетельства.
. Кино- и фотохроника.
. Аудиозаписи. Эти исторические источники (и их классификация тоже) появились сравнительно недавно, но именно они дают нам шанс услышать голоса тех, кто вершил судьбы мира несколько лет назад!

Классификация Шмидта

Незадолго до нашего времени, в 1985 году, С. О. Шмидт предложил несколько более развернутую классификацию, решив использовать в ней типы и подтипы. Какие же он различает исторические источники? Определение их разновидностей мы приводим ниже.

1. Как и в прошлом случае, все вещественные свидетельства во всем их многообразии: от скульптур до домашних отходов, найденных при раскопках.
2. Источники, относящиеся к изобразительному искусству:
а) художественные (кино- и фотосъемка);
б) графические (полотна художников, простые зарисовки);
в) изобразительно-натуральные (фотографии из обычных домашних архивов).
3. Источники словесного типа:
а) устные исторические источники, включая все наречия и разновидности языковых форм;
б) фольклор, включая редкие предания, встречающиеся только в определенной местности;
в) все письменные памятники эпохи, к кому бы они ни относились, с какой бы целью ни создавались; если говорить проще, то бюрократический перечень материалов может дать куда как более правдивую и развернутую картину мира, чем официально утвержденная летопись или учебник; к этой же разновидности относится и стенография.
4. Конвенционные исторические Это ноты, обозначения алхимиков и химиков, астрологов и астрономов, экономические сокращения и т. д.
5. Поведенческие сведения. К ним относятся не только ритуалы и обычаи примитивных племен, но даже корпоративные и прочие традиции современного общества, которые своими корнями восходят к тем же самым примитивным верованиям.
6. Звук. С этим типом данных все ясно: это любые записанные фонограммы того или иного исторического периода.

Вот что такое исторические источники, если говорить о научном определении этого термина. Но никакие, даже самые достоверные сведения не смогут дать исследователю объективного представления о произошедшем, если он не умеет правильно с ними работать и интерпретировать их.

Следует помнить, что исторические источники и их классификация - также довольно расплывчатое понятие. По мере появления новых средств хранения и передачи информации все эти списки будут расширяться и переосмысляться. Вот какие есть исторические источники.

На что нужно обратить внимание, извлекая информацию из документа?

При работе с любым свидетельством эпохи нужно постоянно помнить два немаловажных момента.

1. Важно! Не следует воспринимать источник как кладезь готовых ответов. Вами будут получены только лишь те сведения, вопросы касаемо которых вы сможете задать и увязать с имеющейся у вас на руках информацией. В этом плане чрезвычайно важными могут стать записки и отчетности рядовых статистов и архивариусов, которые, несмотря на свою кажущуюся «бедность», порой содержат массу полезных сведений. Эти исторические источники и их виды обывателям представляются «бесполезными бумажками», хотя порой они поистине бесценны!

2. Ни в коем случае не воспринимайте источник как объективное отражение мира, так как он был создан человеком, имеющим собственные представления. Это чрезвычайно важное обстоятельство, которое иногда упускают из виду даже видные и опытные ученые мужи!

Чтобы не быть голословными по последнему пункту, поясним. Взять знаменитое сражение Александра Невского со шведами. Начать хотя бы с того, что даже отечественные историки сомневаются в реальности произошедшего хотя бы потому, что в шведских архивах вообще нет письменных свидетельств о той битве.

Возможно, они просто предпочли умолчать о случившемся. Возможно, что отечественные летописцы (по «заказу сверху», как сейчас любят говорить) просто преподнесли рядовую приграничную стычку как героическое сражение. Как бы там ни было, но всегда стоит изучить источники, предоставленные обеими сторонами.

Кроме того, в отечественных летописях (да и в европейских нередко) частенько встречается слово «тьма». Тьма воинов, тьма челяди, тьма ладей боевых… Как все это понимать? Если отталкиваться от монгольского тумена, то «тьмой» называлось количество воинов, равное 10 000. И что же, во время той самой битвы со шведами, когда на реке была «тьма» их кораблей, туда пришли все суда того периода? Навряд ли. Здесь мы подходим к еще одной особенности - к интерпретации.

Об интерпретации

Помните, что исторические источники, примеры которых мы привели и приведем, которые создавались человеком, всегда преследовали какие-то цели, нередко корыстные. Зная о мотивах, которые двигали автором, можно немало узнать о его исторической эпохе. Проще говоря, все источники нужно правильно интерпретировать.

Под этим словом понимается попытка выяснить, что же конкретно вкладывал автор в смысл каждого слова и выражения, которые встречаются в его произведении. В самой интерпретации имеется три немаловажных аспекта.

1. Во-первых, нативное содержание самого источника. Всегда следует подходить к историческим документам критически, никогда на слово не веря тем сведениям, которые там приведены.

2. Если в составлении документа участвовал посредник (переписчик, переводчик), полезно обратить внимание на его комментарии и толкования (если они имеются). Конечно же, в этом случае крайне важно учитывать качество такого рода дополнений, которое зависит от квалификации редактора.

3. Наконец, ваше собственное понимание и толкование источника.

В последнем случае исследователь переходит непосредственно к анализу имеющихся у него данных. Крайне важно умение взглянуть на происходившие события глазами современника, для которого та эпоха была полностью родной. Исследователь должен самостоятельно дать свое определение достоверности источника, опираясь на собственные сведения и умея их применить для отстаивания своей позиции перед другими учеными.

Запомните, что любые исторические источники, примеры которых вы приводите, должны иметь не только устное, но и документальное подтверждение!

Особенно важно раскрыть подоплеку документа, выяснить, о чем прямо или косвенно сообщает автор «между строк». Следует учесть все моменты и возможные толкования терминов, которые встречаются в источнике. Чтобы было проще понять, вспомните про «опиум для народа».


Какие ассоциации такое выражение может вызвать у современного человека? Только самые негативные. Меж тем еще в начале прошлого века героин в аптеках продавали в качестве «средства от кашля», а уж опиум с древних пор считался едва ли не главным обезболивающим, которое может снять любые страдания. Чувствуете разницу? Первоисточник вложил в эти слова прямо противоположное нынешнему значение.

Синтез

Только после сбора всех сведений можно приступать к обобщению своей работы, к выводам. Все это называется синтезом. Это очень важный этап, так как даже из самой правдивой, точной и достоверной информации можно вывести совсем не те выводы, которые бы были нужны.

Вариабельность источников в зависимости от исторического периода

Не следует забывать, что источники, подвергавшиеся обработке в разные периоды истории, несут на себе отпечаток каждой эпохи. И это далеко не метафорическое выражение, так как в разные периоды истории был принят разный подход как к изучению, так и к толкованию документов.

Например, документы 17 и 18 веков могут быть отличены любым мало-мальски образованным человеком, так как в их стилистике наблюдаются кардинальные перемены.

Так, в это время резко увеличивается количество документальных свидетельств, но содержание каждого из них в значительной степени упрощается. Но куда важнее то обстоятельство, что в то время впервые появляются действительно массовые источники, информация из которых уже могла оказывать значительное влияние на те слои населения, которые принимали самое деятельное участие в развитии всей страны. Кроме того, в те годы приходит едва ли не к современному виду статистика и документы фискальной отчетности.

Все эти исторические источники, группы которых мы описали выше, являются не только достаточно достоверными, но и предельно объективными, что в историческом аспекте - до обидного редко встречаемое исключение.

Периодика и публицистика оказали на ту эпоху едва ли не большее влияние, чем все институты, занимавшиеся пропагандой тех или иных идей. Начинается широкое распространение также личных источников, мемуаров и биографий. Это чрезвычайно важно просто из-за того, что мы можем видеть процесс становления конкретных личностей тех исторических периодов, наблюдать за изменением их мировоззренческих взглядов.

Российский парадокс

Так некоторые историки называют ситуацию, когда древнейшие исторические источники 13-14 веков в нашей стране изучены куда лучше источников начала и середины 20-го века. Впрочем, ничего парадоксального в этом нет совершенно.

Всего за сто лет наша многострадальная держава пережила три революции, четыре большие войны (не считая нереального количества локальных инцидентов). Все это происходило в период правления пяти государственных образований, которые сменяли друг друга. Не забывайте и о тех колоссальных экономических преобразованиях, которыми был ознаменован этот период: ни ни строительство той же Краснояркой ГЭС в те годы попросту не имели аналогов за рубежом.

Разумеется, в годы СССР основными становятся различные постановления и отчеты Эти исторические источники (письменные и множество кино- и фотохроники) представлены во всем многообразии. Вот тут-то и скрывается сложность: чтобы получить «взгляд со стороны», многим историкам приходится получать доступ к американской и подобным заведениям, так как в них собрано огромное количество документов, которые были составлены членами как бывшего царского правительства, так и простыми эмигрантами. Важно заметить, что следует отличать воспоминания «первой волны» и тех людей, которым пришлось покинуть страну во время и после Гражданской войны и западной интервенции, ее сопровождавшей.

Дело в том, что в 1905 году из страны уехали наиболее дальновидные люди, в воспоминаниях которых можно отыскать достаточно подробные и точные предсказания распада Империи. В 1918-1924 в Старый и Новый свет эмигрировали не только успевшие спастись члены царской семьи и интеллигенция, но и бывшие сторонники большевиков, взгляды которых на мир кардинально отличаются друг от друга.

Какие документы представляют наибольшую ценность для изучения?

Неприятно признавать, но до сей поры многие ученые с определенным недоверием и скепсисом относятся к законодательным актам, материалам делопроизводства, периодике. Впрочем, не менее странным является то обстоятельство, что мемуары многими исследователями воспринимаются едва ли не как откровение свыше, истиной в последней инстанции. Такое отношение - грубейшая ошибка, из-за которой существует множество исторических ляпов и неточностей.

Все подобные исторические источники и их виды нужно пристрастно и подробно анализировать в каждом случае!

Несмотря на то что мемуары следует считать сугубо документальным, пусть даже и весьма специфическим жанром, их объективность порой остается под огромным вопросом. Тот же Скорцени в своих мемуарах клятвенно утверждает о «благих намерениях» нацистской Германии, но поверить в это как минимум сложно.

Жанр воспоминаний

Воспоминания - несколько другой случай. Эти документы зачастую могут иметь решающее значение при реконструкции того или иного исторического события, так как отражают взгляды порой совершенно случайных людей. Впрочем, не всегда все это так однозначно, потому как и в воспоминаниях люди нередко выкладывают свое мировоззрение с точки зрения оправдывающейся стороны, а то и вовсе замалчивают многие моменты.

Проще говоря, как мемуары, так и воспоминания - чисто субъективные документы, к которым следует относиться с максимальной настороженностью и критическим взглядом. Это нельзя считать недостатком, напротив, изучая эти источники, можно составить абсолютно верное представление о нравах исторического периода. Конечно, вы вряд ли сумеет провести такой анализ, изучая бюрократические материалы.

Так что такое исторические источники, если говорить о мемуарах? Насколько они ценны и достоверны?

О правильном анализе мемуаров

Как бы там ни было, мемуары зачастую являются ценнейшим источником информации, пренебрегать которым - откровенная глупость. Зачастую искренность человека, который их писал, легко проверяется путем сопоставления нравов тех лет и написанного.

Очень важен и объект описания: личность или событие, произошедшее на глазах (или в те годы) очевидца. К описанию личностей следует подходить особенно осторожно, так как подобная информация неизбежно будет крайне субъективной, а вот события (особенно те, к которым человек не имел никакого прямого отношения) зачастую описываются вполне достоверно. Итак, каким же должен быть подход к изучению мемуаров?

В первую очередь вам важно узнать о том человеке, который их написал. Конечно же, для этого лучше воспользоваться несколькими источниками, а при возможности - «живыми» воспоминаниями ныне здравствующих его современников. Последнее особенно важно, так как практически наверняка позволит достоверно установить роль автора в описываемых событиях: на самом ли деле он был безучастным статистом или же принимал в них самое непосредственное участие.

Помимо того, необходимо установить все возможные источники осведомленности автора. Очень часто именно посредством этого способа выявлялись откровенные лгуны, которые пытались присвоить себе лавры менее знаменитых и известных современников.

Чрезвычайно ценным обстоятельством является факт приложения официальных документов к воспоминаниям. К примеру, такой подход к делу весьма характерен для легендарного Врангеля. Многие факты того периода безвозвратно утрачены или извращены, так что эти материалы приобретают попросту запредельную ценность.

Практически все то же самое действительно, если говорить о воспоминаниях дочери легендарного П. А. Столыпина, которая в приложениях прикладывает все документы о землепользовании, которые были составлены ее отцом. Впрочем, если Врангель включил в свои воспоминания данные бумаги самостоятельно, то приложениям в мемуарах дочери Столыпина мы обязаны издательству «Современник», в котором сочли, что эти бумаги наверняка заинтересуют пристрастного читателя. Как можно убедиться, сотрудники издательства были совершенно правы.

Следует учесть, что цензура в том или ином виде имела место всегда: если в наше время существуют целые аппараты государственного значения, то в смутные времена, времена Средневековья и т. д. лучшим цензором был страх за свою жизнь. Поэтому обязательно учитывайте период, к которому относится тот или иной документ - очень часто автор упоминает о каких-то моментах вскользь, но постоянно (в контексте) возвращается к ним снова и снова, делая определенные намеки на свою точку зрения.

Наконец, кто и когда писал мемуары? Если человек свои воспоминания брал из дневника, который вел постоянно, или же просто составил воспоминания из такого рода документов, то информации, которая в них изложена, вполне можно доверять. Если же мемуары были написаны автором в преклонном возрасте, то зачастую к ним можно относиться как к разновидности художественной литературы. Практика показывает, что люди забывают более 90% информации, каждая крупица которой бесценна, уже по прошествии всего лишь пары-тройки лет.

Вот что такое исторические источники. Надеемся, что прочтение данной статьи оказалось для вас полезным.

Книгу читал в электронном виде на киндле. Думаю, у вас не составит труда её скачать. Это уже третий роман Айн Рэнд, которую посчастливилось прочесть. До этого была книга “Мы живые” и легендарный роман “Атлант расправил плечи”. Так же как и “Атлант…” “Источник” – это длинный довольно сложный но весьма увлекательный роман. В нём две главные темы – индивидуализм, который показан как альтернатива коллективизму начала XX века, и значение архитектуры для нашего с вами мира. Роман написан хорошим языком и весьма интересен будет всем взрослым людям, которые ценят качественную литературу.

Роман начинается с того, что весной 1922 года студента-архитектора Говарда Рорка исключают из Стентонского технологического института за отказ придерживаться традиций и общепринятых методов в проектировании зданий. Он едет в Нью-Йорк и поступает на работу в бюро Генри Камерона, известного в прошлом архитектора, чьим творчеством Рорк восхищается, и чье нежелание пойти на поводу у вкусов публики стоило ему карьеры.

Однокурсник и приятель Рорка Питер Китинг успешно оканчивает институт, тоже приезжает в Нью-Йорк и устраивается на работу в престижную архитектурную фирму Франкона и Хейера. Карьера Китинга успешно развивается благодаря его умению льстить, угождать и удовлетворять клиентов, которые в свою очередь стремятся произвести впечатление на публику. Что касается воплощения замыслов, то за помощью Китингу приходится обращаться к Рорку.

Карьера Рорка складывается непросто: после закрытия бюро Генри Камерона он работает в нескольких компаниях (в том числе и у Китинга). В итоге из-за нежелания идти на компромисс и поступаться своими идеями, идя на поводу у желаний клиентов, Говард Рорк устраивается на работу каменотесом в гранитный карьер. Здесь он случайно знакомится с Доминик, красивой, темпераментной дочерью владельца карьера Гая Франкона. Возникает взаимное влечение, но отношения развиваются непросто - как столкновение двух сильных характеров, завершившееся грубым сексуальным актом. Вскоре после этого события Рорк возвращается в Нью-Йорк для работы на нового клиента, оставляя Доминик, которая так и не узнала имени своего возлюбленного.

Эллсворт Тухи - влиятельный автор популярной колонки об архитектуре в нью-йоркской газете «Знамя», решает уничтожить Говарда Рорка с помощью клеветнической кампании. Он убеждает бизнесмена Хоптона Стоддарда поручить Рорку строительство храма человеческого духа. Получив полную творческую свободу, Рорк создает необычное здание, одним из элементов которого стала обнаженная женская мраморная фигура (в качестве модели скульптору позировала Доминик Франкон). Храм так и не был открыт, а Тухи убедил заказчика подать на Рорка в суд, обвинив его в некомпетентности и мошенничестве. На процессе известные архитекторы (включая Китинга) свидетельствовали, что стиль Рорка не соответствует общепринятому и противозаконен. Доминик защищает Рорка, но он проигрывает дело и снова теряет свой бизнес.

Поняв после суда, что не может жить, разрываясь между существующим миром и Рорком, Доминик делает предложение Китингу, и они скоропалительно женятся. Доминик посвящает себя делам мужа, ради карьеры которого, в частности, соглашается переспать с Гейлом Винандом, владельцем и главным редактором «Знамени». Винанд влюбляется в Доминик и делает ей предложение. Они женятся. Китингу в качестве отступного достается крупный заказ, исполнение которого он передает своим коллегам. В то же время Рорк, несмотря на все трудности, продолжает привлекать небольшой, но стабильный поток клиентов, которые способны оценить его работы.

Винанд узнает, что все здания, которые ему нравятся, спроектированы Говардом Рорком. Он поручает Рорку построить дом для себя и Доминик. Дом построен, а Рорк и Винанд становятся близкими друзьями. Винанд не подозревает о том, что связывает Рорка и его жену.

Китинг хочет получить новый выгодный заказ - государственный проект жилой застройки Кортланд. Оказалось, что архитектора найти очень сложно, так как проект предполагает постройку домов с максимально низкой арендной платой и должен стать эталоном для всей страны. Понимая, что не может справиться с этой задачей самостоятельно, Китинг обращается к Говарду Рорку. Тот соглашается - проект ему интересен как профессионалу. Рорк берется за проект, не требуя ни оплаты, ни известности. Его условие - анонимность и возможность, как обычно, воплотить замысел без изменений - здания должны быть построены в точности по его проекту.

Разработав проект, Рорк отправляется в путешествие. Возвратившись, обнаруживает, что договоренность нарушена. Рорк идет на решительные меры: просит Доминик отвлечь ночного сторожа и взрывает построенное здание. Доминик попадает в больницу, а Рорк - под суд. Винанд в своей газете выступает в защиту Рорка. У него возникают проблемы и нужно принять решение: закрыть газету или принять требования профсоюза. Винанд сдается и публикует статью, обвиняющую Рорка. На суде Рорк произносит речь о ценности эго и потребности оставаться верным себе самому. Вердикт присяжных: «Невиновен». Рорк женится на Доминик. Винанд закрывает «Знамя» и просит Рорка спроектировать для него небоскреб: «Воздвигни его как памятник той духовной силе, которая есть у тебя… и которая могла быть у меня». Финал: Доминик, теперь миссис Рорк, и Говард Рорк встречаются на крыше этого здания.

Цитаты из романа “Источник”

Все на свете взаимосвязано. Нити от одного идут к чему-то другому. И мы все окружены этой сетью, она ждет нас, и любое наше желание затягивает нас в нее. Тебе чего-то хочется, и это что-то дорого для тебя. Но ты не знаешь, кто пытается вырвать самое дорогое у тебя из рук. Знать это невозможно, все может быть очень запутанно, очень далеко от тебя. Но ведь кто-то пытается сделать это, и ты начинаешь бояться всех. Ты начинаешь раболепствовать, пресмыкаться, клянчить, соглашаться - лишь бы тебе позволили сохранить самое дорогое. И только посмотри, с кем тогда придется соглашаться!

Так и есть…

Но я рад, что вам это безразлично, потому что предпочитаю не придерживаться определенного маршрута. Это судно служит не для прибытия куда-то, а наоборот, для ухода откуда-то. Я делаю стоянку в порту лишь для того, чтобы почувствовать еще большую радость ухода. Я всегда думал: вот еще одно место, которое не может удержать меня.
- Я привыкла путешествовать. И всегда испытывала те же чувства. Мне говорили, это оттого, что я ненавижу человечество.
- Вы же не так глупы, чтобы в это поверить?
- Не знаю.
- Нет, нет, вас этот бред определенно не собьет с толку. Я имею в виду тезис, что свинья - символ любви к человечеству, ибо она приемлет все. Честно говоря, человек, который любит всех и чувствует себя дома всюду, - настоящий человеконенавистник. Он ничего не ждет от людей, и никакое проявление порочности его не оскорбляет.

И про мыслящих людей:

Каждая этическая система, проповедующая жертвенность, вырастала в мировую и властвовала над миллионами людей. Конечно, следует подобрать соответствующую приправу. Надо говорить людям, что они достигнут высшего счастья, отказываясь от всего, что приносит радость. Не стоит выражаться ясно и определенно. Надо использовать слова с нечетким значением: всеобщая гармония, вечный дух, божественное предназначение, нирвана, рай, расовое превосходство, диктатура пролетариата. Разлагай изнутри, Питер. Это самый старый метод. Этот фарс продолжается столетиями, а люди все еще попадаются на удочку. Хотя проверка может быть очень простой: послушай любого пророка и, если он говорит о жертвенности, беги. Беги, как от чумы. Надо только понять, что там, где жертвуют, всегда есть кто-то, собирающий пожертвования. Где служба, там и ищи того, кого обслуживают. Человек, вещающий о жертвенности, говорит о рабах и хозяевах. И полагает, что сам будет хозяином. А если услышишь проповедь о том, что необходимо быть счастливым, что это твое естественное право, что твоя первая обязанность - ты сам, знай: этот человек не жаждет твоей души. Этот человек ничего не хочет от тебя. Но стоит ему прийти - и ты заорешь во все горло, что он эгоистичное чудовище. Так что метод доказал свою надежность в течение многих столетий. Но ты должен был заметить кое-что. Я сказал: «Надо только понять». Понимаешь? У людей есть оружие против тебя. Разум. Поэтому ты должен удостовериться, что отнял его у них. Выдерни из-под него то, на чем он держится. Но будь осторожен. Не отрицай напрямую, не раскрывай карты. Не говори, что разум - зло, хотя некоторые делали и это, и с потрясающим успехом. Просто скажи, что разум ограничен. Что есть нечто выше разума. Что? И здесь не стоит быть слишком ясным и четким… Здесь неисчерпаемые возможности. Инстинкт, чувство, откровение, божественная интуиция, диалектический материализм. Если тебя прихватят в самых критических местах и кто-то скажет, что твое учение не имеет смысла - ты уже готов к отпору. Ты говоришь, что есть нечто выше смысла. Что тут не надо задумываться, а надо чувствовать. Верить. Приостанови разум, и игра пойдет чертовски быстро. Все будет, как ты хочешь и когда ты хочешь. Он твой. Разве можно управлять мыслящим человеком? Нам не нужны мыслящие люди.

В данной статье мы коснемся творчества Алисы Зиновьевны Розенбаум, выехавшей по визе в 1925 году на учебу в США и получившей здесь гражданство. Дочь фармацевта, приложив немало усилий, "сделала себя сама" на американской земле, превратившись в признанного литературного классика и философа Айн Рэнд.

"Источник" - роман, написанный ею в 1943 году. Сначала он был неблагожелательно воспринят критикой, однако уже через пару лет это произведение, превратившись в бестселлер, заняло видное место в американской литературной классике. Что подтолкнуло Айн Рэнд к написанию романа? Идея ценности человеческого гения, человеческого эго для всего общества, индивидуализм, противостоящий серости, протест против расстрела в 1937 г. в далекой России Льва Беккермана, который был первой любовью Алисы?

Главный герой и героиня

Главным героем романа Айн Рэнд "Источник" является человек творческой Говард Рорк. Этот неординарный образ отражает философские взгляды писательницы, которые предельно кратко можно охарактеризовать как рациональный индивидуализм. Наш архитектор считает смешным советоваться с другими, ведь человек должен четко представлять, чего он хочет добиться в жизни. В противовес "командному", "муравьиному" коллективизму Рорк ощущает глубокую личную потребность творить и изменять мир. Он харизматичен, принципиален и последователен в отстаивании своих взглядов на потребность обладать необходимой степенью свободы.

Непростой центральный женский образ представляет книга "Источник". Айн Рэнд изображает деловую молодую женщину Доминик Франкон, которая также не изменяет своему "я". Перед обретением семейного счастья в браке с Говардом Рорком она дважды побывала замужем - за Питером Китингом и Гейлом Винандом.

Ближний круг общения

Человеком, неспособным выбрать путь главного героя, является его друг и сокурсник Питер Китинг. Он, к сожалению, желает следовать только внешней стороне успеха, не имея для этого внутреннего стержня. На его примере показывает историю большинства профессионалов со сломанными судьбами Айн Рэнд. "Источник" раскрывает причину его жизненного поражения - отказ от своего "я" в угоду интересам "нужных людей". Писательница рельефно осветила причину его кризиса - жизненную дезориентацию, подмену реального желания стать великим желанием того, чтобы его таковым считали другие люди.

Гейл Винанд, владелец газеты "Знамя", - человек более цельный. Однако, обладая качествами организатора и лидера, он постепенно ослабляет, нивелирует свой потенциал, следуя мнению представителей влиятельных слоев общества. В прошлом, при построении карьеры, он был индивидуалистом. Вспоминая начало своей карьеры, крутой редактор шутил, что очевидный минус (тогда ему никто не помогал) породил и плюс (зато никто не мешал). Впрочем, в конце романа, потеряв свое эго в угоду окружения, Винанд также терпит фиаско.

Айн Рэнд изображает в романе и открытого идейного оппонента Говарда, критика и журналиста Эллсворта Тухи - коллективиста по своим убеждениям, действующего нечистоплотными методами. Это низкий и подлый человек.

Неоконченный институт, неперспективное место работы

Говард Рорк с юности бескомпромиссно идет своим жизненным путем. Воспринимая архитектуру как дело всей своей жизни, он отказывается от классических методов проектирования зданий, вступая в конфликт с преподавателями Стентонского технологического института. Он предпочитает быть исключенным, но оставаться верным своим идеалам. Молодой идеалист находит в Нью-Йорке малоизвестного, но самодостаточного и креативного архитектора Генри Камерона, творчество которого считает достойным и перспективным. Впрочем, это бюро вскоре становится банкротом. Говард меняет несколько мест работы в разных компаниях. Не уступая попыткам коллег повлиять на свое видение архитектуры, он предпочитает бросить ее и устроиться работать каменотесом.

Личность Питера Китинга

Книга "Источник" показывает и другое, прагматичное начало жизненного пути. Питер Китинг, в отличие от него, идет проторенным путем. Он оканчивает институт и идет работать в топовое архитектурное агентство. Молодой карьерист не чувствует душевного дискомфорта, угождая клиентам. В то же время его отношение к искусству архитектуры формально. Свои душевные силы он тратит на достижение внешнего лоска в работе. Сталкиваясь же с проблемой, Питер знает, что подсказка Говарда Рорка ему наверняка поможет.

Начало знакомства Говарда и Доминик

Тема любви - изюминка многих романов, не исключение и книга "Источник" Айн Рэнд. Отзывы свидетельствуют, что человеческие отношения в ней изображены мастерски. Доминик, дочь Гая Франкона, владельца карьера, где работает Говард Рорк, симпатизирует ему. Однако общение этих двух молодых людей с сильным эго заходит в тупик, закончившись грубым сексом. Девушка даже не узнала имени сумасбродного каменотеса.

Ловушка для индивидуалиста

Рорк же возвращается в Нью Йорк для работы по специальности. Наконец его творчество замечают. Однако Эллсворд Тухи, ведомый неприятием личности главного героя, решает уничтожить его газетной клеветой. Его расчет верен. Сначала журналист провоцирует Рорка на нестандартное архитектурное творчество. Для этого он уговаривает заказчика Хоптона Стоддарда поручить Говарду строительство храма человеческого духа. Тот создает действительно оригинальный проект, причем в нем предусмотрена фигура обнаженной женщины как архитектурный элемент. (Они опять встретились в Нью-Йорке с Доминик, и та ему позировала для создания скульптуры.)

Эллсворд убеждает Хоптона в некомпетентности исполнителя, и тот инициирует суд. "Традиционные" архитекторы, недолюбливающие "белую ворону" Рорка, свидетельствуют против него. Заступническое выступление на суде Доминик не помогло. Говарда осудили. Кстати, против обвиняемого свидетельствовал и его бывший однокурсник Питер Китинг. Эллсворд торжествует.

Личная жизнь Доминик

После суда Доминик Франкон, пытаясь разобраться в своих чувствах к Рорку, решает прекратить отношения. Она выходит замуж за Питера Китинга. Она изо всех сил помогает ему делать карьеру в архитектурной компании. И это заходит настолько далеко, что женщина по уговору с мужем отдается редактору известной газеты Гейлу Винанду. Тот влюбляется в молодую женщину и, в свою очередь, делает ей предложение. Доминик, разочарованная в Питере, соглашается. Бывший муж в качестве компенсации моральных издержек получает дорогой заказ.

Однако, несмотря на состоявшийся суд, к Рорку обращаются клиенты. Судьба часто иронична. Волей случая происходит одна из ее мистификаций. Для строительства своего нового семейного гнездышка преуспевающий редактор Винанд по своей воле выбирает архитектора, чьи здания ему неизменно нравятся, а именно Говарда Рорка. Они становятся друзьями. Бизнесмен не знает, что его супруга и архитектор ранее имели отношения.

Питер использует Рорка

В это время карьеристу Китингу удается получить задание на разработку государственного перспективного и сложного проекта - застройки района Кортланд. Дома эконом-класса должны впоследствии стать стандартом для подобного строительства в различных регионах. Питер обращается за помощью к Рорку. Тот, будучи заинтересованным в подобной работе как профессионал, соглашается анонимно и бесплатно сделать ее. Уговор прост: Китинг должен построить здание, строго соответствующее разработанному проекту.

Однако Говард, возвратившись из отпуска, обнаружил, что договоренность нарушена. Его эго оскорблено. Он в гневе уничтожает построенное здание, взорвав его. При этом Доминик отвлекает сторожа. Газета Винанда сначала выступает в поддержку Рорка, а затем, под давлением профсоюза - против.

Хэппи-энд

Развязка романа подтверждает мысль о том, что талантливый человек талантлив не только в своей профессиональной сфере. Блестящая речь обвиняемого в защиту самого себя убеждает судей в его невиновности. Рорк убедительно рассказывает о роли эго и индивидуализма в настоящем творчестве. Доминик и Говард женятся. Подтверждается цитата Айн Рэнд о том, что только человек, который любит себя, может в полной мере понять и полюбить другого.

Газета Винанда закрывается из-за проблем. Богач просит Рорка спроектировать для себя небоскреб как памятник духовной силе, которая могла бы быть у него самого, при этом бывший редактор признает, что Говард обладает ею.

Роман заканчивается сценой встречи супругов Рорков и Гейла Винанда на крыше уже построенного здания.

Главная идея романа

Единственный критерий ценности окружающих людей, который Говард Рорк признает, - это их личная независимость. Эту краеугольную идею преподносит своим читателям Айн Рэнд. "Источник" - это книга о человеческом достоинстве, о его первичном значении для любого человека. И единственный критерий, лакмусовая бумага, определяющая, обладает ли им человек в действительности, - это степень его независимости.

Вывод

Счастливую судьбу имеет роман "Источник" Айн Рэнд. Отзывы о нем многочисленны, имеется внушительная фильмография, тираж книги превышает 7 миллионов экземпляров. Случайно ли это? В значительной мере для читателей притягателен заложенный в романе интеллектуальный потенциал. Философия объективизма красной нитью проходит сквозь цитаты Айн Рэнд. "Источник" - тот роман, который стоит прочитать каждому. Это поможет осознать очевидную истину, что индивидуализм действительно является одним из двигателей прогресса. Ведь эго движет учеными, людьми творческих профессий, спортсменами, искусными мастерами.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" и ее развенчание

Исторический источник – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Существуют разные классификации исторических источников. Например Л.Н. Пушкарев историк и филолог выделяет следующие семь типов источников: 1. письменные; 2. вещественные; 3. этнографические; 4. устные; 5. лингвистические; 6. фотокинодокументы; 7. фонокументы.

В 1985 г. С.О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода). Изобразительные источники

А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии); Б) изобразительно-графические; В) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры). Словесные источники: А) разговорная речь; Б) памятники устного творчества (фольклор); В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы – видов и разновидностей. Извлекая информацию из источника, важно помнить два существенных момента: 1. Источник не является объективным отражателем событий, он дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов. 2. Источник не является объективным отражателем истории и потому, что он передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

Интерпретацию проводят с целью установить (в той или иной мере, в какой это возможно с учетом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение его автор. В интерпретации присутствуют три аспекта. Содержание самого источника (условно говоря, «Самотолкование» источника). Очень важно критические оценивать источник на предмет его достоверности и не верить без оговорок всему, что там говорится. Толкование, которое дает вам через предисловие, комментарий посредник. Между нами и опубликованным источником всегда стоит толкователь: редактор, составитель комментариев. При использовании результатов их работы, важно понять уровень и качество ее исполнения. Ваше собственное понимание источника. От интерпретации исследователь переходит к анализу его содержанию. Синтез – это завершающий этап изучения произведения, рассматриваемого в качестве исторического источника. На этом этапе создается возможность обобщить результаты анализа. Источники при всем многообразии структуры, содержания, происхождения, обстоятельств возникновения имеют общие свойства формы и содержания. Теоретические принципы и методы источниковедческого анализа постоянно обогащаются и развиваются в ходе научно-практической работы с историческими источниками. С ходом исторического развития нашего Отечества претерпевали изменения и исторические источники. Например, письменные исторические источники XI-XVII вв. это летописи (местные и общерусские), исторические произведения, хронографы, законодательные источники, акты, литературные произведения; в XVIII нач. ХХ в. происходят изменения в корпусе исторических источников при переходе от средних веков к новому времени и далее. Увеличивается количественный рост, упрощается содержание отдельно взятых документов, увеличивается количество разновидностей, происходит публикация и тиражирование исторических источников, появляются массовые источники. Расширяется комплекс делопроизводственных материалов. Широко используются материалы фискального, административного и хозяйственного учета, статистика. Появляется такой вид исторических источников, как публицистика и периодическая печать. Более широко распространяются источники личного происхождения. Они наиболее последовательно воплощают процесс самосознания личности и становления межличностных отношений. К источникам личного происхождения относятся дневники, частная переписка (эпистолярные источники), мемуары-автобиографии, мемуары – «современные истории», эссеистика, исповеди.